/Россия/Москва/МАИ/иМАИ/Проекты/Взлет мысли/

/Russia/Moscow/MAI/iMAI/Projects/Flight of Thought/

The Internet-project "Flight Of Thought" is dedicated to 100th anniversary Antoine de Saint-Exupery's birthday (29 June 2000)

Saint-Exupery
Взлет Мысли [Главная] [О проекте] [Гость] Герои проекта [Циолковский] [Экзюпери] [Бах]

[Eng] [Win] [Koi]

Антуан де Сент-Экзюпери [Жизнь] [Книги] [Мысли] [Ссылки] [Юбилей]

his life

ЖИЗНЬ

 

ВЗЛЕТ МЫСЛИ

Главная
О проекте

Гость

ГЕРОИ

Циолковский
Сент-Экзюпери
Бах

СЕНТ-ЭКЗЮПЕРИ

Жизнь
Книги
Мысли
Ссылки
Юбилей

 

...звездное небо надо мной...

 

О проекте - About the project
Сводная хроника жизни Антуана де Сент-Экзюпери
Составление и обработка: А.П.Караваев

ТЕКСТ

[Жизнь]

1900
29 июня, в воскресенье, в городе Лионе (Франция), в семье графа де Сент-Экзюпери, страхового инспектора, родился сын Антуан, Жан Батист, Жозе Мари де Сент-Экзюпери. Семья Антуана старинного рыцарского происхождения: по отцу Лимузенского, по матери - Провансальского.

1904
Антуан де Сент-Экзюпери с братом и сестрамиУмирает граф де Сент-Экзюпери. Молодая вдова с пятью детьми (Мари-Мадлен семи лет, Симоной - шести, Антуаном - четырех, Франсуа - двух и Габриэль, которой не исполнилось еще и года) переезжает в замок Сен-Морис неподалеку от Лиона (департамент Эн); живут они и в замке де ла Моль (департамент Вар, Приморские Альпы).

1909
7 октября Антуан с братом Франсуа поступают в иезуитский коллеж Сент-Круа в Мане, где учились отец и дядя; живут мальчики у своей тети Маргерит.

1912
Воздушное крещение Антуана - знаменитый авиатор Ведрин поднимает его в небо на своем самолете.

1914
Первая мировая война. Г-жа де Сент-Экзюпери поступает сестрой милосердия в госпиталь в Амберье - там она проработает всю войну.

1915
Октябрь. Антуан и Франсуа переведены в иезуитский коллеж в Монгре. Товарищи прозвали Тонио "луногляд". Мать отправляет Антуана и Франсуа в нейтральную Швейцарию, они учатся во Фрибурге, в маристском коллеже Вилла-Сен-Жан. Воспитатели коллежа не видят в дисциплине главной добродетели, не навязывают детям правил поведения. Святые отцы обращаются к сознанию. "Сознание - голоя Бога в человеке",- говорят ученые монахи. Учителя здесь живут вместе с учениками, беседуют с ними, участвуют в их играх.

1917
От ревматизма сердца умирает Франсуа - до этого братья не разлучались. Его смерть Антуан опишет в "Военном летчике". О смерти ребенка будет размышлять в "Цитадели". Получив свидетельство о среднем образовании, он едет продолжать учение в Париж, слушает курс математики сначала в школе Боссюэ, затем в лицее Сен-Луи, готовясь поступать в Высшее военно-морское училище.

1918
"Провинциал" обживает столицу. Математика, друзья, споры, светские знакомства. Опасаясь несчастных случаев при бомбардировках (старшеклассники каждый раз вылезают на крышу), администрация лицея Сен-Луи переводит их в интернат при лицее Ляканаль в предместье столицы Бурлярен. Сент-Экзюпери пишет стихи и сказки.

1919
Экзамены в Высшее военно-морское училище. Письменная по математике признана лучшей работой всего конкурса. Тема сочинения - "Расскажите о впечатлениях эльзасца, возвратившегося в родную деревню, снова ставшую французской" - предполагает псевдопатриотическую белиберду. Она претит Сент-Экзюпери, он пишет всего несколько строк и получает самый низкий балл. Однако к устным экзаменам он допущен (история и география), но - срезается. И поступает на архитектурное отделение отделение Школы искусств.

1920
Учится на архитектурном отделении. Внутреннее созревание. Читает Достоевского, Ницше, Платона. Неприятие окружающей среды, внутренняя борьба со своими привычками, с внешними обстоятельствами, толкающими по накатанному пути.

1921
Антуан прерывает действие отсрочки от военной службы, полученной при поступлении в высшее учебное заведение, бросает занятия на архитектурном факультете и записывается добровольцем во 2-й полк истребительной авиации в Страсбурге. Берет частные уроки пилотирования.
17 июня Сент-Экзюпери переведен в 37-й авиационный полк в Рабат. Получает диплом гражданского летчика.

1922
С 23 января - военный пилот-ученик.
5 февраля получает диплом военного летчика и чин капрала. Кончает курсы офицеров запаса.
10 октября получает чин младшего лейтенанта, его назначают в 34-й авиационный полк в Бурже под Парижем.

1923
Январь. На аэродроме в Бурже Сент-Экзюпери попадает в первую серьезную аварию - пролом черепа.
В марте его демобилизуют, он поступает в контору черепичного завода Буарона в Париже.

1924
Два месяца работает рабочим на заводе грузовых автомобилей Сорера, затем коммивояжером от этого же завода в Монтлюсон.

1926
1 апреля в журнале "Ле навир д'Аржан" опубликован первый рассказ Сент-Экзюпери - "Летчик".
В апреле Сент-Экзюпери принят на службу в "Генеральную компанию авиационных предприятий" конструктора и промышленника Латекоэра.
11 октября представляется директору авиалинии в Тулузе Дидье Дора. "Больше всего я хочу летать." - "Как все. Поэтапно", - отвечает Дора. Поэтапно в Монтодран означало надеть голубую блузу механика, работать в ангаре, разбирать моторы, чистить цилиндры и свечи, работать смазчиком. "Я - пилот, а не рабочий!" - возмутился Мермоз, впоследствии один из близких друзей Сент-Экзюпери. "Пилот и есть рабочий", - ответил Дора. Сент-Экзюпери безропотно несет свою службу, товарищи зовут его Сент-Экс.

1927
Возит почту на линии Тулуза - Касабланка (Марокко), затем Касабланка - Дакар (Сенегал). Ночами пишет "Южный почтовый".

1928
18 июля он спасает летчика Ригеля, у которого отказал мотор.
В ноябре - летчика Видаля.

1929
Март. Антуан возвращается во Францию. Относит рукопись "Южного почтового" в издательство Галлимара. Поступает в Бресте на Высшие авиационные курсы морского флота.
Выходит в свет "Южный почтовый".
Сентябрь. Сент-Экзюпери отплывает из Бордо в Буэнос-Айрес, получив назначение на должность технического директора "Аэропоста-Аргентина", филиала французской компании "Аэропосталь". В Аргентине он разрабатывает маршрут Буэнос-Айрес - Пунта-Аренас, совершает многочисленные разведывательные полеты, организует промежуточные аэродромы. Пишет "Ночной полет".

1930
7 апреля за свою работу в гражданской авиации Сент-Экзюпери получает орден Почетного Легиона.
Июнь. В течение 5 дней, несмотря на непогоду, Сент-Экзюпери совершает полеты над Андами, где потерпел аварию его друг Гийоме. 20 июня - весть о спасении Гийоме. Сент-Экс летит за ним и привозит его в Буэнос-Айрес.
Ноябрь. Знакомство с Консуэло Сунцин.

1931
Январь. Сент-Экзюпери приезжает во Францию на три месяца в отпуск.
Март. Женитьба на Консуэло Сунцин.
13 марта. Компания "Аэропосталь" юридически ликвидирована. Дора (прототип Ривьера в "Ночном полете") смещен с поста директора, из солидарности уходит с поста технического директора и Сент-Экзюпери.
Май. Ночной полет с почтой по маршруту Франция - Южная Америка. Выходит книга "Ночной полет". В декабре она получает премию "Фемина". Книгу сразу же переводят на английский, в Америке по ней снимают фильм.

1932
Сент-Экзюпери намеревается посвятить себя целиком литературному труду, но выясняет для себя, что если он не летает, то и не пишет. С 18 февраля он снова работает в авиакомпании, но на этот раз на гидроплане, обслуживающем линию Марсель - Алжир, в качестве второго пилота.

1933
Май. Все французские авиакомпании объединяются в одну - "Эр-Франс". Недоброжелатели Дора в "Эр-Франс" отказываются принять Сент-Экзюпери на службу. Дора устраивает Сент-Экса летчиком-испытателем в конструкторское бюро Латекоэра.

1934
26 апреля Сент-Экзюпери принимают в "Эр-Франс" в качестве инструктора-пропагандиста. Он ездит с лекциями, заканчивает сценарий по книге "Южный почтовый". Знакомится в салоне своей кузины Ивонны де Лестранж с госпожой Н. Госпожа Н - красивая, высокая, стройная, изящная. Чисто женское обаяние сочетается с мужской независимостью. Она замужем, но и Антуан женат. Происходит сближение. Эта женщина останется с ним до конца его жизни. В самые трудные минуты она будет рядом, будет поддерживать его, вносить успокоение в его мятущуюся душу. Для своей жены Консуэло, с которой они живут больше порознь, чем вместе, Антуан по-прежнему останется надежной опорой: он жалел ее, считал, что без него она пропадет, был полон снисхождения к своей "маленькой экзотической птичке". Воспитание и любовь к матери укрепляли в нем серьезное отношение к роли мужа как опекуна своей жены. В его чувстве больше нежности, чем страсти, и если любовь - это отдача самого себя, то оно ближе всего к любви... А в отношениях с госпожой Н доминирующее чувство - чувство обоюдной свободы и интеллектуальной близости. Она понимает его, она ему в помощь. Во время войны она в мужской одежде будет переходить через границу в нейтральную Швейцарию и звонить ему в Америку, ее звонки будут для него глотком воздуха, вместе с другими друзьями она будет хлопотать, чтобы ему позволили летать, и хлопоты увенчаются успехом. Она приедет к нему в Алжир, и он будет читать ей свою "Цитадель". Неудивительно, что Антуан сделал ее своей духовной наследницей, - удивительно, с какой тонкостью и профессионализмом она, не будучи литератором, справилась со своей задачей. Ей мы обязаны появлением "Цитадели". Под псевдонимом Пьер Шеврие она написала блестящую книгу о своем друге, из которой все исследователи черпают бесценную информацию.

1935
В начале года Сент-Экзюпери объезжает с лекциями Средиземноморье. Ища заработка, пробует себя на поприще журналистики.
В апреле газета "Пари-суар" отправляет его на месяц корреспондентом в Москву. В мае разбивается советский агитсамолет-гигант "Максим Горький" - Сент-Экзюпери откликается на это трагическое событие сочувственной заметкой в "Известиях". Затем следует серия очерков об СССР в "Пари-суар" - бытовые зарисовки в мягких юмористический тонах, - возможности Сент-Экзюпери познакомится с жизнью советской страны были весьма ограничены.
Лекции, журналистика не удовлеворяют Сент-Экса, ему необходимо летать. Французский летчик Андре Жапи в перелете Париж - Токио связал Париж с Сайгоном за 47 часов. Значительная премия ожидала летчика, который побьет этот рекорд. Сент-Экзюпери решает лететь. Дора, работающий в недавно организованной компании "Эр бле", на льготных условиях предоставляет ему несобранный самолет "симун". Прево соглашается лететь с ним в качестве механика. После двухнедельной подготовки 29 декабря они вылетают из Бурже и через 4 часа 15 минут самолет терпит аварию в Ливийской пустыне. Воды у них нет ни капли.

1936
1 января Сент-Экзюпери и Прево добираются до караванного пути, их подбирает караван и привозит в Каир.
Антуан возвращается в Париж. Первые заметки для "Цитадели".
В августе газета "Энтрансижан" командирует его в Испанию, где бушует гражданская война. Сент-Экзюпери пишет серию репортажей, проникнутых пацифизмом. "Я не хочу, чтобы калечили Человека" - вот главный их пафос.
7-8 декабря в Южной Атлантике погибает друг Сент-Экзюпери Мермоз.

1937
Февраль - март. Сент-Экзюпери на полученные от страховой компании деньги приобретает другой "симун" и устанавливает впервые прямую связь Касабланка - Томбукту (Мали). В апреле он публикует в "Энтрансижан" очерк о Гийоме. В июне отправляется от "Пари-суар" снова в Мадрид; пишет серию репортажей. В августе летит в Германию: он не сомневается в близости войны.
Сент-Экзюпери охвачен страстью к изобретательству, им получено 4 "геометрических" патента - все они исходят из геометрических построений и касаются усовершенствования приборов: гониографа, репитора, прокладчика курса и т.д. Крупнейший специалист в области математики профессор Митраль: "Он в совершенстве владел языком математики, но для его творческого воображения очень характерно, что он всегда старался сухое, чисто математическое объяснение заменить логическим. Неоспоримо одно: Сент-Экзюпери самостоятельно, без помощи какой-либо лаборатории, справлялся с труднейшими задачами и находил теоретические и технические решения в ту пору, когда виднейшие специалисты-практики и даже ученые только еще занимались предварительным изучением этих вопросов. Он опередил свое время... он предвидел появление реактивных самолетов".

1938
Январь. Сент-Экзюпери на пароходе отправляется в Нью-Йорк.
Февраль. Попытка прямого перелета на "симуне" по маршруту Нью-Йорк - Огненная Земля. Авария в Гватемале: у Прево перелом ноги, у Сент-Экса сломана нижняя челюсть, несколько проломов черепа, сломана левая ключица, сотрясение мозга, ему грозит заражение крови. Несколько дней без сознания.
28 марта Сент-Экса доставляют в Нью-Йорк. Знакомство с издателем Хичкоком. Сент-Экзюпери начинает писать "Планету людей". Возвращается во Францию, лечится, объезжает места своего детства. Пишет очерк "Летчик и стихии".

1939
16 февраля выходит в свет "Планета людей".
Март. Поездка на автомобиле в Германию.
За заслуги перед отечеством Сент-Экзюпери награжден офицерским крестом Почетного легиона.
25 мая Французская Академия присудила ему Большую премию романа за книгу "Планета людей".
Июнь. Рейсы с Гийоме на гидроплане в Нью-Йорк и обратно во Францию; первый беспосадочный перелет.
Август. Поездка в Нью-Йорк. Патент на усовершенствование методов слепой посадки.
26 августа Сент-Экзюпери прибывает в Гавр, в его отсутствие получен мобилизационный листок: "Капитану А. де Сент-Экзюпери надлежит явиться 4 сентября на военный аэродром Тулуза-Монтодран".
Медкомиссия запрещает ему летать. Его оставляют в Тулузе в качестве инструктора. Жироду предлагает ему работу в отделе пропаганды, которым он заведует. Сент-Экзюпери отказывается. Наконец стараниями близких и друзей Сент-Экс принят в авиагруппу дальней разведки 2/33.

1940
"Странная война". Боевые подразделения бездействуют, авиагруппа 2/33 постоянно летает к Рейну; за 3 недели потеряно 17 экипажей из 23.
10 мая. Начало немецкого наступления. Вылеты следуют за вылетами. Авиачасть отводится из Орконта под Париж. Встреча с главой правительства Полем Рейно.
22 мая полет над Аррасом, послуживший сюжетной канвой "Военного летчика".
2 июня Сент-Экс отмечен в приказе по армии, что дает право на Военный крест с пальмами.
14 июня немцы входят в столицу Франции. Авиагруппа перемещается все дальше и дальше на юг, в Бордо; наконец отдается секретный приказ перебазироваться в Алжир. Не хватает самолетов, чтобы перебросить туда весь летный состав, наземный персонал и материальную часть соединения. Тогда решают использовать несколько гражданских самолетов; Сент-Экс ведет огромный четырехмоторный "фарман" и благополучно справляется с ним.
Петэн заключает соглашение о перемирии.
5 августа Антуан высаживается в Марселе, живет у сестры Габриэль в Агей. Пишет ночами. "Над чем ты работаешь?" - как-то спросила Габриэль. "Я пишу посмертную книгу", - отвечал он (Антуан работал над "Цитаделью").
Едет в Виши - свободную зону. В Виши разброд и растерянность. Возвращается в оккупированный Париж, с трудом из него выбирается.
24 октября встреча Петэна с Гитлером в Монтуаре. Политическое положение Франции определено. У Сент-Экса виза в Америку, он едет туда через Португалию - Испания не дала ему визы.
27 ноября узнает о гибели Гийоме.
В декабре Сент-Экзюпери отплывает на пароходе в Нью-Йорк.

1941
Америка живет так, как будто ничего не произошло. О Франции говорят со злорадством. Французские эмигранты, те, что никогда не сражались, грызутся между собой, желая представлять Францию. Сент-Экзюпери хочет высказать свою позицию. В организованном де Голлем в Англии движении "Свободная Франция" его смущает претензия на власть. Роль эмиграции, в понимании Сент-Экзюпери, не предрешать судьбу Франции, а только служить ей. Решать судьбу страны будет сам народ. Он пишет "Военного летчика", работает над "Цитаделью".
7 декабря США вступают в войну.

1942
В феврале выходит на английском языке "Военный летчик". Книга выходит также во Франции. "Военный летчик", на долю которого во Франции и США выпал огромный успех, был очень плохо воспринят кругами "Свободной Франции" и особенно ее "тыловиками". Деголлевцы боялись утерять монополию на патриотизм, монополию на борьбу за освобождение. Против Сент-Экзюпери выступают все, кто участвует в политической грызне эмиграции. Вишийское правительство запрещает книгу, она изъята из продажи. Запрещают ее и немцы.
Сент-Экзюпери пишет "Маленького принца".
8 ноября высадка союзнических войск (американцев) в Северной Африке. "Конечно, я еще увижу серые облачка разрывов вокруг моего самолета", - пишет Сент-Экзюпери в декабре доктору Пелисье.

1943
В феврале выходит в свет "Письмо заложнику". Оно посвящено другу Сент-Экзюпери Леону Верту, оставшемуся в оккупированной Франции; ему же посвящен "Маленький принц". Верт - художественный критик, журналист, писатель; по убеждениям марксист, он отличался остротой и независимостью суждений.
20 апреля Сент-Экзюпери с американским военно-транспортным конвоем отплывает в Северную Африку, чтобы присоединиться к французской армии, возобновившей операции против немецких и итальянских войск.
4 мая Сент-Экзюпери прибыл в Алжир. Во главе французских патриотических сил в Алжире - генерал Жиро. Соперничество в борьбе за руководство между Жиро и де Голлем привело к компромиссу: 3 июня в Алжире был создан Французский комитет национального освобождения (ФКНО), во главе которого стояли оба генерала. В дальнешем де Голль постепенно оттеснил Жиро от власти. Сент-Экзюпери пишет своему другу о деголлевцах: "Из того факта, что они участвовали в битве вне Франции и составляют вполне нормальный Иностранный легион, эта кучка людей хочет извлечь выгоду (а настоящая жертва никогда не связана с выгодой) - управление Францией завтращнего дня! Деголлевцы возомнили себя "Францией", тогда как они "из Франции". А это совсем другое дело!" Де Голль не простил Сент-Экзюпери его отношения. Упоминая самых разных писателей, он ни разу не упомянул его и, когда Сент-Экзюпери приехал к нему, его не принял. Сент-Экзюпери хочет летать и, в конце концов, добивается своего: несмотря на возрастной ценз американцев - 35 лет, Сент-Экс допущен к полетам на "Лайтнингах П-38", предназначенных для разведывательных аэрофотосъемок.
Июль. Сент-Экс снова в авиагруппе 2/33, базирующейся на Марса в Тунисе; несколько плетов над Францией. Авария при посадке, увольнение в запас. Возвращение в Алжир. Сент-Экс живет у доктора Пелисье, работает над "Цитаделью". 5 ноября он падает на темной лестнице, в результате - перелом пятого поясничного позвонка. Травма мучает его несколько месяцев, усиливая и без того подавленное состояние, вызванное отстранением от боевых полетов.

1944
На все просьбы использовать его как летчика Сент-Экс получает пренебрежительный отказ. Полковник Шассэн (в скором времени генерал), бывший начальник Сент-Экса по Высшей школе аэронавигации, повстречав его в Алжире и желая ему помочь, посылает де Голлю рапорт, где напоминает о блестящих профессиональных качествах, мировой известности Сент-Экса и сетует, что опытному летчику не дают проявить эти качества, намеренно оставляют не у дел. На полях рапорта де Голль собственноручно пишет: "И хорошо, что не у дел. Тут его и оставить". Всем ходатаям за Сент-Экзюпери де Голль отвечает: "Он хорош только для того, чтобы показывать карточные фокусы". (Сент-Экс и впрямь был на них большим мастером, чем всегда развлекал своих товарищей.)
Но война идет, союзники-американцы активно действуют; в конце 1943 года капитулирует Италия. Генерал Шассэн получает под свое командование эскадру, базирующуюся на о.Сардиния; он добивается назначения Сент-Экса своим заместителем. Но Сент-Эксу претит сбрасывать бомбы. Для того чтобы получить назначение в авиагруппу 2/33, которая находится поблизости, в Альгеро, нужно разрешение американского генерала Эйкера. В порядке исключения Сент-Экзюпери разрешено 5 вылетов.
Это последнее из писем Сент-Экзюпери. Оно было найдено в его комнате после того, как писатель не вернулся из разведывательного полета 31 июля 1944 года.

[Жизнь]

ПРИМЕЧАНИЯ И КОММЕНТАРИИ

Дата последней редакции: 24.12.2000

ИСТОЧНИКИ

  1. Хроника жизни Антуана де Сент-Экзюпери. В кн.: Сент-Экзюпери А. де. Сочинения: В 2 т. Т.1. Пер. с фр. - М.:  "Согласие", 1994. - с. 5-25. ISBN 5-86884-027-5 (Т.1) ISBN 5-86884-026-7
  2. Материалы официального сайта Сент-Экзюпери: http://www.saint-exupery.org/

 

Антуан де Сент-Экзюпери [Жизнь] [Книги] [Мысли] [Ссылки] [Юбилей]

his life

Взлет Мысли [Главная] [О проекте] [Гость] Герои проекта [Циолковский] [Экзюпери] [Бах]

[Eng] [Win] [Koi]

E-mail the author

Saint-Exupery

/Россия/Москва/МАИ/иМАИ/Проекты/Взлет мысли/

/Russia/Moscow/MAI/iMAI/Projects/Flight of Thought/